29 марта 2024 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Финансирование высшего образования».
В докладе д.э.н., директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Т.Л. Клячко «Финансирование населением высшего образования» были проанализированы основные тенденции в финансировании высшего образования населением, что обуславливает, в том числе, и формы обучения. На большом статистическом материале показано, что распределение бюджетных и платных студентов имеет региональную специфику. В московских вузах распределение указанных категорий студентов на очной форме обучения в бакалавриате близко к 50:50, в специалитете оно составляет 60:40, а в магистратуре 70:30. Другими словами, платный контингент выражено сдвинут в сторону бакалавриата. Аналогичная ситуация наблюдается и в вузах Санкт-Петербурга, где в бакалавриате на очной форме обучения соотношение бюджетных и платных студентов близко к 55:45, в специалитете к 70:30 и в магистратуре к 75:25. При этом на заочной форме обучения в обоих мегаполисах происходит сдвиг в пользу платного контингента: в вузах Москвы в бакалавриате на заочной форме обучения доля бюджетных студентов близка к 25:75, а платных к 75:100, в специалитете их распределение почти 50:50, а в магистратуре 30:70. Примерно такой же сдвиг наблюдается и в вузах Санкт-Петербурга, но еще более выражен в сторону платного контингента. Так, в магистратуре соотношение бюджетных и платных студентов приближается к 20:80.
В высших учебных заведениях дотационных регионов на очной форме обучения доля платных студентов значительно ниже, чем в столичных вузах, а на заочной или очно-заочной нередко близка или превышает 90%, хотя есть и исключения: например в вузах Псковской области на заочной форме обучения в магистратуре доля платных студентов составляет всего 35%, для сравнения в вузах Республики Калмыкия – более 88%.
В докладе сделан вывод, что образовательная политика должна учитывать представленные различия и требует более тонкой настройки.
В докладе профессора экономического факультета МГУ и профессора финансового факультета Финансового университета И.Н. Молчанова «О государственном финансировании высшего образования» было отмечено, что несмотря на разнообразие подходов, в большинстве стран мира основным источником финансирования вузов являются бюджетные ассигнования. Автор сравнивает применяемые на практике разные механизмы бюджетного финансирования: финансирование по результату, финансирование по формуле, переговорный механизм. Кроме того, рассмотрены механизмы, которые активно развиваются: проектное финансирование и финансирование выдающихся проектов, прочее прямое и целевое финансирование, имеющие существенный потенциал роста. В целом делается вывод, что развитие системы высшего образования приведет к еще большему разнообразию подходов и механизмов финансирования высшей школы с тем, чтобы обеспечить повышение эффективности ее функционирования. В докладе дан обзор основных источников, которые сопоставляют различные механизмы финансирования вузов.
При обсуждении докладов и ответов на вопросы между докладчиками завязалась дискуссия о дальнейшем развитии механизмов финансового обеспечения деятельности высшей школы, в частности о таком механизме, как переговорный. Он развит во Франции, где правительство ведет переговоры с университетами о достижении тех результатов их функционирования в разных сферах – образовательной, научной, социальной и другие, которые и будут профинансированы. Устанавливаются конкретные показатели для каждого государственного университета и контролируется их выполнение.
Были также заданы вопросы о соотношении субсидий, выделяемых на выполнение вузами госзадания и на иные цели, о распределении студентов из разных социальных слоев по формам обучения и, соответственно, о том, играет ли высшее образование роль социального лифта.