28 июня 2024 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Оценка доступности высшего образования в ведущих вузах России: национальные исследовательские университеты».
Семинар открыла заместитель директора Департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Минобрнауки России, канд. пед. наук, И. В. Каракчиева докладом «Ключевые вопросы совершенствования порядка присвоения категории «национальный исследовательский университет»». В своем выступлении докладчик затронула вопросы нормативно-правовой базы функционирования в России национальных исследовательских университетов, остановилась на установленных критериях оценки эффективности программ их развития, а также на ключевых проблемах, присущих механизму государственного управления данной категорией вузов, и возможных моделях его совершенствования. Проект «национальные исследовательские университеты» был запущен в 2008 году, поэтому в связи с изменившимися социально-экономическими и геополитическими условиями в настоящее время очевидна необходимость оценки полученных эффектов, а также трансформации направлений и показателей эффективности реализации данного проекта.
Выступление старшего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, доцента кафедры менеджмента и государственного управления Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС, канд. экон. наук Т. Н. Блиновой было посвящено анализу показателей деятельности национальных исследовательских университетов России. В частности, в докладе были приведены результаты анализа ключевых показателей деятельности национальных исследовательских университетов в динамике с 2014 года по основным направлениям: образовательной, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической деятельности. Результаты исследования позволили заключить, что не по всем из них на протяжении последних десяти лет прослеживалась положительная динамика. В частности, было отмечено сокращение численности профессорско-преподавательского состава, невысокие темпы роста объемов научных исследований и доходов вузов в целом.
В работе семинара приняли участие руководители и специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители организаций высшего образования, ведущие эксперты в сфере профессионального образования, представители региональных филиалов Академии. Участники семинара отметили актуальность рассматриваемой темы, высказали пожелания провести оценку влияния различных факторов на деятельность национальных исследовательских университетов, а также сравнительный анализ показателей деятельности вузов данной категории с образовательными организациями высшего образования, являющимися участниками действующих федеральных проектов в сфере образования и науки.