О центре График семинаров Руководство Контакты Регистрация
Центр Управленческих Компетенций

Общественный запрос и удовлетворенность развитием системы образования в оценке родителей школьников (результаты социологического исследования)

26 мая 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел открытый общеакадемический семинар «Общественный запрос и удовлетворенность развитием системы образования в оценке родителей школьников (результаты социологического исследования)».

В докладе научных сотрудников ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС С.Е. Новиковой и Г.С. Токаревой «Запрос и удовлетворенность семей качеством общего образования: результаты социологического исследования» были представлены итоги опросов, проводимых ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС в рамках ежегодного мониторинга общего образования. Социологический опрос проводится в регионах, дифференцированных по уровню социально-экономического развития, с 2013 года. Ежегодно объем выборочной совокупности, включающей родителей школьников, учителей и руководителей общеобразовательных организаций, превышает четыре тысячи респондентов. В докладе представлены мнения родителей о факторах выбора школы, о влиянии вынужденных ограничений в период пандемии на успеваемость, об образовательных стратегиях детей, в частности, выбор в пользу среднего профессионального образования, планы в получении высшего образования, цели дополнительных занятий и другие вопросы. В целом большинство семей удовлетворены выполнением школой задач образования. Наиболее высокие оценки получили такие стороны деятельности, как развитие навыков общения – 93,6%, расширение кругозора ребенка – 93,0%, трудовое воспитание – 92,6%. Несколько ниже была оценена работа школы по направлениям: получение ребенком знаний, необходимых для будущей профессии, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, приобщение ребенка к спорту, искусству, туризму, что делает необходимым усиление внимания к данной проблематике.

С докладом «Ресурсы воспитания детей в российских семьях с низким доходом: анализ факторов влияния» выступила к.п.н., доцент, ведущий научный сотрудник Центра изучения приоритетных направлений развития образования ФИРО РАНХиГС И.Н. Попова. В докладе были представлены результаты социологического опроса родителей, воспитывающих детей школьного возраста «группы риска», состоящих на внутришкольном учете по причинам отклоняющегося поведения. В ходе выступления показан образ семьи с низкими доходами, проанализировано состояние внутрисемейных и личностных факторов, оценена сформированность внешних отношений. Опрошенные семьи в значительном представительстве привыкли жить скромно, в условиях материального стеснения (удовлетворенность достатком испытывают 53,9%) и без ощущения острого дефицита удовлетворения потребностей (75,2%). По результатам опроса только 15,9% семей с низкими доходами полагают, что находятся в трудной жизненной ситуации. Исследование показало, что большинство семей с низкими доходами уважают педагогический труд, стремятся к выстраиванию доверительных отношений с педагогами.

Модератор семинара, ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС А.С. Тищенко отметил, что большинство родителей довольны школой, несмотря на потребность дополнительных занятий для получения высоких результатов на экзаменах. Модератор также обратил внимание на необходимость активного вовлечения в дополнительное образование детей из семей с низкими доходами.