О центре График семинаров Руководство Контакты Регистрация
Центр Управленческих Компетенций

Сценарии развития региональных систем общего образования и дополнительного образования детей в условиях новых вызовов и рисков экономической нестабильности

23 июня 2023 года ентр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Сценарии развития региональных систем общего образования и дополнительного образования детей в условиях новых вызовов и рисков экономической нестабильности».

В работе экспертного семинара приняли участие представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, филиалов РАНХиГС, организаций общего образования и дополнительного образования детей, институтов развития образования, ведущие эксперты.

Модератором семинара выступила директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, член Экспертной группы по Национальному проекту «Образование» и Рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука», доктор экономических наук Татьяна Клячко.

В докладе ведущего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Алексея Тищенко «Риски развития региональных систем общего образования и дополнительного образования детей»были представлены результаты анализа связи между социально-экономическим положением субъектов Российской Федерации и показателями региональных систем образования. Бюджетная обеспеченность регионов и материальное положение домохозяйств влияют на объем и структуру финансирования образовательных организаций. Трансформация экономики может привести к снижению бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и уровню доходов населения, что ограничит ресурсы для развития региональных систем образования. Отмечены риски относительно низких внебюджетных доходов образовательных организаций, сжатия частного сектора дошкольного образования, ухудшения транспортно-пешеходной доступности детских садов, перераспределения части услуг организаций дополнительного образования детей в школы, сокращения возможностей развития электронного обучения в общеобразовательных организациях. Кроме того, была рассмотрена связь между социально-экономическим положением регионов и образовательными результатами школьников с учетом мнения, полученного с использованием технологий искусственного интеллекта.

Директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин представил доклад «Использование данных для управления развитием общего образования». В докладе были рассмотрены различные механизмы использования данных для управления развитием региональных систем общего образования и приведены показатели, сформированные на основе данных оценочных процедур, отражающие различные аспекты качества общего образования. В ходе доклада были перечислены проблемы методов оценки и систем показателей освоения общеобразовательных программ, проанализирована связь выбора предметов для сдачи на экзаменах по окончании 9 и 11 классов школы, а также представлен набор данных, позволяющих изучить влияние различных факторов и повысить обоснованность управленческих решений в сфере общего образования.

Заместитель директора автономного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный центр оценки качества образования» (ГАУ РЦОКО ЯНАО) Надежда Матренина выступила с докладом «Оценка вклада школ в качество образования как вектор развития школы», в котором был представлен практический опыт совершенствования региональных система оценки качества общего образования. Специалистами ГАУ РЦОКО ЯНАО разработана методика, позволяющая количественно оценить вклад школы в качество образования региона. Основу методики оценки составляет набор показателей, предложенный специалистами ГАУ РЦОКО ЯНАО в сотрудничестве с центром систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС. В методике учитываются показатели, характеризующие социально-экономические характеристики и культурные особенности контингента обучающихся в школе. В докладе был показана связь таких показателей с результатами ОГЭ и ЕГЭ. Например, средний балл ОГЭ по математике оказался статистически зависим от следующих показателей:

  • доля учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • доля учащихся из многодетных семей;
  • доля учащихся из семей, где работают оба родителя;
  • доля учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование;
  • доля учащихся, для которых русский язык не является родным;
  • доля учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера.

В ходе обсуждения Татьяна Клячко отметила сложность сопоставления образовательных результатов в течение продолжительного периода времени и целесообразность учета сроков обучения, которые во много раз увеличились с начала XX века. Надежда Матренина обратила внимание на недостаточную самоорганизацию современных школьников. Алексей Тищенко подчеркнул роль благоприятного школьного климата для достижения образовательных результатов.

Отвечая на вопрос о допустимости использования образовательных результатов в качестве целевых показателей работы органов управления образованием, Борис Илюхин отметил дополнительные возможности для повышения качества образования. Роль органов управления образованием заключается не только в ресурсном обеспечении школ, создании надлежащих условий и привлечении квалифицированных кадров, но и в реализации мер дополнительной поддержки школ, основанных на комплексном анализе педагогических практик, образовательной среды, социально-экономических характеристик и культурных особенностей контингента обучающихся.