22 сентября 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Дифференциация региональных систем общего образования и дополнительного образования детей».
В работе экспертного семинара приняли участие представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, филиалов РАНХиГС, организаций общего образования и дополнительного образования детей, институтов развития образования, ведущие эксперты.
Модератором семинара выступила директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Львовна Клячко.
В докладе научных сотрудников ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Алексея Сергеевича Тищенко и Галины Световны Токаревой «Дифференциация организационно-экономических показателей региональных систем общего образования и дополнительного образования детей» были представлены межрегиональные различия по показателям деятельности и ресурсного обеспечения школ и организаций дополнительного образования детей, такими как заработная плата, педагогическая нагрузка, распространенность электронного обучения, обеспеченность учебными помещениями, уровень бюджетного и внебюджетного финансирования, а также дана оценка степени дифференциации этих показателей с 2016 по 2022 годы. Докладчиками, в частности, был сделан вывод о сохранении высокого уровня дифференциации указанных показателей в разрезе субъектов Российской Федерации.
Старший научный сотрудник научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Валентинович Илюхин представил доклад «Дифференциация результатов оценочных процедур школьников в субъектах Российской Федерации: возможные решения». Оценочные процедуры стали неотъемлемой частью общероссийской системы оценки качества образования. В рамках исследований Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС были проанализированы результаты различных оценочных процедур школьников – от всероссийской олимпиады школьников до государственной итоговой аттестации. В докладе были представлены распределения результатов различных оценочных процедур школьников на уровне субъектов Российской Федерации, отмечены тенденции к усилению дифференциации таких результатов и предложены решения по ее снижению.
Руководитель по работе с регионами СОНО «Обрсоюз», координатор проекта «Код будущего» Наталья Максимовна Шадрина выступила с докладом «Предпрофессиональная подготовка учащихся как возможность интеграции общего и дополнительного образования». Учитывая потребности современной российской экономики в специалистах в области информационных технологий, такие программы дополнительного образования, как дрон VR, искусственный интеллект с Python, моделирование игровых миров на JavaScript, являются востребованными для обучающихся в организациях общего и среднего профессионального образования, поскольку способствуют формированию профориентационных предпочтений и предпрофессиональных компетенций, необходимых для получения дальнейшего профессионального образования в сфере IT. В рамках доклада были представлены механизмы, практика и результаты реализации указанных программ для предпрофессиональной подготовки учащихся в сфере ИТ-профессий с учетом интеграции общего и дополнительного образования.
Участники семинара обсудили целесообразность возврата к единой тарифной сетке оплаты труда учителей, факторы сокращения школьниками выбора для сдачи на ЕГЭ таких предметов, как физика и профильная математика, связь образовательных результатов и условий обучения, отметили значимость представленных программ дополнительного образования для профориентации и необходимость мониторинга профессионально-образовательных траекторий выпускников таких программ.