22 марта 2024 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Профессиональные и жизненные стратегии молодежи в контексте социологических исследований».
В работе семинара приняли участие руководители и специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители организаций высшего и среднего профессионального образования, ведущие эксперты в сфере профессионального образования, представители региональных филиалов Академии.
С докладом «Почему молодежь выбирает СПО и какие перспективы она видит? (результаты социологического исследования)» выступили ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, канд. пед. наук, доцент Е.В. Ломтева, старший научный сотрудник ИНСАП РАНХиГС, канд. эк. наук Д.М. Логинов и стажер -исследователь ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС М.А. Янковская. В выступлении были представлены результаты социологического исследования, целью которого стало изучение возможностей профессионального роста и оценка жизненных перспектив учащихся последних курсов образовательных организаций СПО Свердловской, Волгоградской и Ивановской областей.
Профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, д-р соц. наук Я.В. Дидковская представила с доклад «Студенческая молодежь Урала: профессиональные стратегии и образ будущего». В докладе были рассмотрены результаты социологического мониторинга студентов Екатеринбургских вузов с 1999 по 2020 год, проанализированы тренды профессиональных планов и ценностей; особое внимание было уделено типологии профессиональных стратегий студентов, их связи с представлениями о желаемом и вероятном социальном будущем.
По результатам экспертного семинара были сделаны следующие выводы.
Осознание проблематики формирования и реализации жизненных стратегий молодежи стало одной из центральных тем современного социологического исследования как в России, так и за рубежом. Значимость данной темы обусловлена противоречиями и вызовами, с которыми сталкивается молодежь на пути перехода от образования к трудовой деятельности. В стремительно меняющихся экономических, социальных и социокультурных условиях молодежь вынуждена формировать новые ценностные ориентации, связанные с выбором профессии и построением успешной карьеры.
Неопределенность и нестабильность современного мира привели к формированию у молодежи новых представлений об успешной жизни. Если раньше социальный статус и материальное благополучие были основными критериями успеха, то сегодня молодежь все больше ориентируется на такие ценности, как самореализация, творчество и эмоциональное благополучие.
Помимо изменения смысложизненного выбора, в молодежной среде наблюдается трансформация мотивации. Традиционные мотивы достижения успеха и материального достатка постепенно уступают место стремлению к самовыражению, социальной ответственности и балансу работы и личной жизни.
Формирование жизненных стратегий молодежи происходит не только в индивидуальном контексте, но и под влиянием социальных факторов. Экономическая ситуация, политическая стабильность, образовательные возможности и социальная поддержка со стороны государства и общества создают определенные рамки и возможности для реализации молодежных планов и устремлений.
Глобализация также оказывает значительное влияние на жизненные стратегии молодежи. Расширение международного сотрудничества и доступ к глобальным информационным ресурсам открывает перед молодыми людьми новые образовательные и профессиональные перспективы, одновременно порождая конкуренцию и необходимость адаптации к меняющимся условиям на рынке труда.
Проблема формирования и реализации жизненных стратегий молодежи в современном обществе является комплексной и многогранной. Понимание ее нюансов и адаптация к меняющимся условиям имеет решающее значение для обеспечения успешного и благополучного будущего молодых поколений. Для этого необходимо продолжать теоретические и эмпирические исследования, совершенствовать систему образования и молодежную политику, а также создавать условия для поддержки и реализации молодежных инициатив.
В обсуждении докладов приняли участие директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Т.Л. Клячко, заместитель директора по науке ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.А. Полушкина, старший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Л.Ю. Бедарева, докладчики; доктор социологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО НИТУ МИСИС В.Ф. Пугач.
Высокую оценку семинару дали представители Института проблем региональной экономики РАН, АНОО ВО «Университет «Сириус» и региональных Министерств образования.