О центре График семинаров Руководство Контакты Регистрация
Центр Управленческих Компетенций

Структура направлений подготовки (специальностей) в системе высшего образования как эндогенный фактор: научные группы

21 июня 2024 г. на экспертном семинаре Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) рассмотрены актуальные вопросы, связанные со структурой направлений подготовки и специальностей в системе высшего образования, в контексте приоритетов государства по обеспечению экономики страны профессиональными кадрами. 


В докладе ведущего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, лауреата Премии Президента России в области образования, кандидата технических наук, В. Ю. Григорьева «Структура направлений подготовки (специальностей) в системе высшего образования как эндогенный фактор: научные группы» проведен анализ динамики и структуры приема студентов в бакалавриат, специалитет и магистратуру. За счет укрупнения показателей осуществлен переход от анализа по отдельным специальностям и направлениям подготовки к анализу по научным группам. Это позволяет, в том числе, избежать возможного смещения результатов, связанного с замаскированными механизмами замещения направлений подготовки.

Проанализировано текущее состояние и динамика изменения в 2017–2023 годах структуры подготовки кадров по уровням высшего образования – бакалавриат, специалитет и магистратура в разрезах по бюджетной и платной формам обучения, а также перекрестное влияние указанных уровней образования в рамках каждой из научных групп.

В частности, показано, что никакого роста удельного веса приема по научной группе «инженерное дело, технологии и технические науки», ассоциируемой с технологическим суверенитетом, с 2017 по 2023 не происходило. Более того, в специалитете – «вотчине» инженерного дела, все эти годы происходит плавное снижение доли данной научной группы.

Отдельно проанализирован ряд резких скачков 2022 года по ведущим группам, например, снижение более чем на 3 п.п. удельного веса магистерского приема по научной группе «науки об обществе». 

Показан выявленный механизм замещения бакалавриатом специалитета в научной группе «инженерное дело, технологии и технические науки», что опять-таки диссонирует с декларируемой необходимостью сместить акцент на качественную подготовку инженеров. Анализ показывает обратную тенденцию.

В докладе ««Физики» и «Лирики»: что происходит со спросом на высшее образование» главного научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ к.э.н., профессора И. В. Абанкиной и приглашенного преподавателя НИУ ВШЭ, к.э.н. К.В. Зиньковского представлен анализ спроса на высшее образование за счет бюджетных средств и средств населения по Российской Федерации в целом, а также в разрезе двух студенческих столиц и остальных российских регионов  в 2015–2023 гг.

В докладе отмечено увеличение к 2023 г. по сравнению с 2018 г. приема в образовательные организации высшего образования за счет бюджета и сокращение приема на договорной основе. При этом средний балл ЕГЭ при приеме за счет бюджета и средневзвешенная стоимость при договорной форме обучения увеличились. «Физики», к которым в основном относятся направления подготовки и специальности инженерно-технической направленности, в большей степени учатся за счет бюджетных средств, а у «лириков» – направления подготовки и специальности, относящиеся к социально-гуманитарной сфере, преобладает обучение за счет средств населения.

Сравнение динамики структуры приема показало, что в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области к 2023 г. по сравнению с 2015 г. впервые сократился прием в вузы социально-экономической направленности, а в технические, математические/ИТ и гуманитарные наоборот прием увеличился. При этом в Москве и Московской области на первом месте по числу принятых вузы социально-экономической направленности, а в Санкт-Петербурге вузы технической направленности. В других регионах отмечено значительное снижение приема в вузы естественно-научной направленности на фоне роста приема в вузы технической, математической/ИТ и гуманитарной направленности.