16 мая 2025 г. Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провёл экспертный семинар «Практика формирования и применения региональных систем оценки вклада образовательных организаций в качество образования».
В работе семинара приняли участие представители федеральных и региональных органов управления образованием, филиалов РАНХиГС, институтов развития образования, руководители и педагогические работники образовательных организаций, ведущие эксперты (всего 172 чел.).
С докладом «Расчет оценки вклада общеобразовательных организаций в качество образования региона. Анализ отдельных показателей» выступил старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Б. В. Илюхин. Представленные материалы иллюстрировали типичные ошибки, совершаемые при выборе показателей и их расчете. Особое внимание было обращено на то, что показатели федеральных инструментов оценки качества образования (Мотивирующий мониторинг Минпросвещения, Индекс качества образования Рособрнадзора и пр.) не могут быть напрямую декомпозированы в показатели образовательных организаций, а нуждаются в изменении формулировок и методик расчета. Кроме того, был представлен анализ отдельных показателей, характеризующих образовательные результаты, и возможные риски при их расчете.
В докладе «Внедрение системы рейтинга общеобразовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа», представленном консультантом Евразийской ассоциации оценки качества образования С. А. Поповой (директор РЦОКО ЯНАО 2022-2024 гг.), был подробно изложен опыт разработки регионального рейтинга, учитывающего особенности школ, функционирующих в разных условиях, и его влияние на изменения в управлении школой. Участники отметили, что данный инструмент разрабатывался и внедрялся в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа с 2022 года. За это время была проведена огромная работа по обсуждению инструмента на всех уровнях управления системой образования. Таким образом, был получен уникальный опыт апробации инструментария, включающий механизмы поддержки его принятия руководителями общеобразовательных организаций. Кроме того, участникам семинара был продемонстрирован ролик и представлен механизм визуализации (дашборда). Разработка и внедрение включали совместное обсуждение подходов к формированию показателей, обсуждение результатов и проведение проектных сессий по разработке проектов повышения качества образования.
Доклад «Региональная интегрированная оценка качества образовательной деятельности общеобразовательных организаций Ленинградской области», представленный Л. Г. Михайлюк, начальником сектора управления качеством образования Департамента надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, раскрыл показатели, механизмы расчета и результаты оценки деятельности (рейтинга) общеобразовательных организаций Ленинградской области, проведенной летом 2024 года. Были рассмотрены особенности формирования рейтинга, формируемого на основе данных из существующих и эксплуатируемых информационных систем. Отдельное внимание было уделено направлениям развития инструментария в 2025 году, включая изменение методик расчета показателей для учета динамики.
Экспертный семинар, проведенный 16 мая, стал следующим шагом в обсуждении вопросов формирования и внедрения региональных механизмов оценки качества общего образования, начатого 21 марта 2025 года в рамках одного из предыдущих семинаров Центра. Эксперты и представители педагогического сообщества выразили благодарность за организацию и проведение информативных семинаров на актуальную тему.