14 июня 2024 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Состояние и проблемы обеспечения экономики страны кадрами специалистов среднего звена».
В докладе главного научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, профессора, д-р. экон. наук, А. В. Федотова «Состояние и проблемы обеспечения экономики страны кадрами специалистов среднего звена» подробно рассмотрено состояние обеспеченности отраслей «Обрабатывающие производства», «Строительство» и «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» специалистами среднего звена (далее – ССЗ) с образованием по укрупненным группам специальностей (далее – УГС), профильных для соответствующей отрасли. Докладчик проанализировал разные варианты оценки дефицита кадров, подходы к определению профильных УГС, привел результаты оценки дефицита кадров в рассматриваемых отраслях в зависимости от доли ССЗ с образованием по профильным УГС (УГС 15 «Машиностроение» и 22 «Технология материалов» для отрасли «Обрабатывающие производства, УГС 8 «Строительство» для строительной отрасли. УГС 35 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и 36 «Ветеринария и зоотехния» для сельскохозяйственной отрасли).
Максимальный дефицит в специалистах среднего звена с профильными УГС отмечен в следующих ВЭД: на первом месте по дефицитности «Обрабатывающие производства», на втором месте – сельскохозяйственная отрасль, на третьем – строительная отрасль.
Сравнение объемов и структуры подготовки ССЗ по УГС показывает, что для рассмотренных отраслей дефицит ССЗ с профильными УГС может быть достаточно быстро компенсирован незначительной (в пределах единиц процентов от общего приема на программы подготовки специалистов среднего звена) корректировкой структуры приема. При корректировке структуры приема с 2025 г. по наиболее значимым для реализации проектов технологического суверенитета УГС имеющийся дефицит ССЗ может быть ликвидирован к 2030 г.
Принимавшие в обсуждении доклада участники семинара обратили внимание на проблему непопулярности дефицитных УГС среди абитуриентов, поступающих в образовательные организации СПО (Л. Ю. Бедарева), необходимость детальной проработки механизмов взаимодействия системы подготовки ССЗ с экономикой на уровне «организация СПО – предприятие» (К. Солоусова), важность разрешения противоречия между необходимостью оперативного изменения подготовки и длительностью образовательного цикла подготовки ССЗ (Т. Л. Клячко).
В докладе «Требования работодателей российских регионов к универсальным компетенциям учителей» ведущий научный сотрудник Самарского филиала РАНХиГС Г. Б. Голуб привела результаты социологического опроса руководителей общеобразовательных организаций трех пилотных регионов относительно их требований к универсальным компетенциям учителей, а также обосновала построенный по этим результатам профиль универсальных компетенций учителя. В дискуссии по этому докладу участниками семинара были затронуты вопросы целостности оценки в данном исследовании ценностно-мотивационного, когнитивного и операционного компонентов компетенций учителя.
В семинаре приняли участие более 80 представителей образовательных организаций СПО, экспертов и исследователей, представители органов управления образованием.