О центре График семинаров Руководство Контакты Регистрация
Центр Управленческих Компетенций

Актуальные вопросы развития системы общего образования в оценке педагогических работников (результаты социологического исследования)

10 марта 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провёл экспертный семинар «Актуальные вопросы развития системы общего образования в оценке педагогических работников (результаты социологического исследования)».

С докладом «Актуальные вопросы развития системы общего образования в оценке педагогических работников (результаты социологического исследования)» выступили следующие сотрудники ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГСк.э.н., старший научные сотрудники Алексей Тищенко, научный сотрудник Новикова Светлана и научный сотрудник Галина Токарева. В презентации были представлены показатели исследования профессиональной деятельности учителей и их удовлетворенности своей работой, образовательные результаты учащихся, состояние материально-технической базы школ и их цифровая трансформация, потребность и готовность к использованию электронных средств обучения, оценка семьями обучения в дистанционном режиме и удовлетворенность родителей обучением ребенка в школе. В обсуждении доклада принял участие старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов.

В прениях Алексей Тищенко особо отметил, что по мнению трети родителей, участвующих в исследовании, у детей снизился уровень знаний и это детерминировано как пандемией COVID-19, так и использованием дистанционных форм образования. Генеральный директор АО «Е-Паблиш» Дмитрий Баландин задал ряд вопросов, касающихся в том числе качества интернета в школах и возраста учителей. Профессор кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования МИСИС Виктория Пугач назвала в качестве одной из причин снижения уровня знаний возросшую на ученика аудиторную нагрузку. Учёный секретарь Дирекции образовательных программ МГПУ Роман Комаров прокомментировал ряд позиций доклада и высказал некоторые предложения по развитию дальнейшего исследования данной тематики. По мнению экспертов, одной из причин сложившихся проблем является отсутствие целостной политики, направленной на борьбу с явной недостаточностью цифровых компетенций как в группе возрастных учителей, но также и в среде школьников.

На семинаре заместитель директора Научно-исследовательского центра направлений развития образования Ирина Пастухова представила доклад «Цифровая зрелость общеобразовательной школы: теоретический аспект», подготовленный в соавторстве с Центра изучения приоритетных направлений развития образования ФИРО РАНХиГС Натальи Тарасовой. Материал представила. В частности, было отмечено, что из 116 публикаций по тематике цифровой трансформации в РИНЦ только одна касалась школы. Сегодня само понятие цифровой зрелости не определено, а четырёх параметров цифровой зрелости от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации явно недостаточно. Экспертные площадки ФИРО РАНХиГС, работающие от Ставрополя до Красноярска, показали в рамках проводимого исследования, что для системы общего образования тематика цифровой зрелости пока не актуальна. В настоящее время ФИРО РАНХиГС занимается разработкой модели цифровой зрелости образовательных организаций.

По мнению Дмитрия Баландина, используемые в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подходы к оценке состояния цифровой зрелости касаются только бизнес-структур. Разработка подходов к оценке состояния цифровой зрелости в целом в системе образования – отдельный вопрос, требующий участия в его решении не только федеральных органов власти – Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации  и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, но и профильного бизнеса и институтов гражданского общества. Переход на отечественный софт и реализация модели ФГИС «Моя школа» должны и усилить, и конкретизировать решение этой сравнительно небольшой задачи в рамках реализации национальных целей цифровой трансформации и технологической самостоятельности.

Председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», доцент МПГУ Людмила Дудова поблагодарила докладчиков за качественный и актуальный материал и отметила, что российский опыт организации дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 уникален и требует дальнейшего изучения. Российская школа смогла овладеть технологиями дистанционного обучения не только в особых условиях, но и в ситуации серьезного изменения самой образовательной среды. Это совсем не означает, что все проблемы решены, результаты итоговой аттестации 2022 года и анализ вступительных испытаний в высшую школу показали снижение качества образования. Объяснять такие показатели только изменением условий обучения вряд ли справедливо. Практика дистанционного обучения выявила следующие затруднения, которые необходимо учитывать при подготовке педагогов как на уровне вуза, так и в системе повышения квалификации. Прежде всего, необходимо включить в вузовский курс методики вопросы, связанные с технологиями обучения в дистанционном формате, организацией образовательного процесса в целом и урока, в частности, отбором дидактического материала. Необходимо обратить внимание и на вопросы формирования устойчивой мотивации к учебной деятельности у обучающихся в условиях организации обучения в дистанционном формате. Было бы полезно более детально исследовать проблемы дистанционного обучения, выявить затруднения как педагогов, так и обучающихся не только с точки зрения содержания, но также экономики, управления и цифровизации образования.

Директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко остановилась на двух факторах, мешающих усвоению школьниками учебных программ. Первое – это низкая материальная обеспеченность семей, которая продолжает падать и усиливает нехватку ресурсов в семье. И второе - слабое здоровье школьников, динамика состояния которого также пока не радует. Пандемия – это еще один разворот, усиливший проблемное поле как в части состояния здоровья всех членов семьи, так и в части уровня материального благополучия малообеспеченной семьи, не позволяющего приобрести дополнительные гаджеты для дистанционного обучения.

Принявшая участие в обсуждении докладов и сделавшая ряд комментариев, в том числе по поводу увеличения группы детей с «неторопливым» развитием модератор семинара, заместитель директора по науке ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Елена Полушкина отдельно остановилась на теме цифровой трансформации в образовании. Данная тема находится в зоне постоянного внимания Центра, начиная с сентября 2022 г. Данная проблематика рассматривается под разными углами и в апреле по школьной тематике ей также будет уделено внимание на одном из семинаров.