О центре График семинаров Руководство Контакты Регистрация
Центр Управленческих Компетенций

Региональные системы высшего образования: новые вызовы и возможная трансформация. Март 2023 года.

31 марта 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Региональные системы высшего образования: новые вызовы и возможная трансформация».

В работе семинара приняли участие кураторы системы высшего образования органов управления образованием субъектов Российской Федерации, ректоры, проректоры и руководители профильных подразделений организаций высшего образования, представители профильных профессиональных ассоциаций, ведущие эксперты из всех федеральных округов России.

Семинар открыл доклад директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, члена Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, доктора экономических наук Татьяны Клячко «Роль статусных вузов в развитии российской системы высшего образования». В докладе анализировались место и роль национальных исследовательских и федеральных университетов, а также вузов, имеющих право устанавливать собственные образовательные стандарты, в экономике российской высшей школы и социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Главный вопрос, прозвучавший в докладе и последующих выступлениях - повышают ли статусные вузы эффективность системы высшего образования страны и регионов в целом?

Татьяна Клячко напомнила, что в 2003 году комиссия И.И. Шувалова и её активные члены Б. Салтыков и А. Волков  выступили за создание национальных исследовательских университетов (далее - НИУ) и федеральных университетов (далее - ФУ), выдвигая следующие аргументы: необходимость повышения конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке высшего образования (с 2012 г. – это воплотилось в проект 5/100, а ныне – в  Приоритет 2030); интеграция образования, инноватики и науки, повышение качества высшего образования, создание точек роста высшего образования в регионах и т.п. Кроме того, предполагалось создание финансовой устойчивости статусных вузов за счет увеличения численности студентов: в НИУ до не менее 10 тыс. студентов, а в федеральных университетах до не менее 40 тыс. студентов. Также докладчик представил структуру доходов некоторых ведущих мировых университетов по источникам финансирования и указала на внутреннюю разбивку этих доходов по их факультетам. Одновременно была продемонстрирована структура источников финансирования НИОКР в России. Была показана и структура доходов статусных вузов РФ по видам деятельности.

В докладе Татьяна Клячко остановилась на том, как гипотезы проводимого исследования подтвердились или были опровергнуты. Так, гипотеза, о том, что доходы НИУ и ФУ от научной деятельности это в основном доходы, получаемые из федерального бюджета – в целом не подтвердилась. В то же время подтвердилась гипотеза, что научные исследования, проводимые НИУ, ФУ и вузами, имеющими право устанавливать собственные образовательные стандарты, не оказывают практически никакого влияния на развитие НИОКР в системе высшего образования, а НОЦы не играют значимой интегративной роли по науке. Вместе с тем подтвердилась гипотеза, что программы магистратуры статусных университетов притягательны для выпускников бакалавриата других вузов (в этом плане статусные вузы оказывают воздействие на качество высшего образования в системе).

Вывод, который был сделан в докладе: разнообразие профилей финансирования статусных вузов не позволяет говорить о единой модели их дальнейшего развития. Можно предположить, что их пути будут все больше расходиться.

Дискуссантом по докладу Татьяны Клячко выступил профессор НИУ ВШЭ Михаил Алашкевич, имеющий значительный опыт в рассматриваемой сфере.

Михаил Алашкевич представил данные, подтверждающие основные выводы доклада Татьяны Клячко. Вместе с тем он предложил своё видение развития ряда направлений системы отечественного высшего образования – инфраструктуры, информационных и человеческих ресурсов, места РИД и интеллектуальной собственности в целом.

В обсуждении докладов приняли участие: директор Аналитического консалтингового центра кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Андрей Колесников, главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ», директор Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина  Алексей Клюев, профессор кафедры ЮНЕСКО Института качества высшего образования НИТУ «МИСиС» Виктория Пугач, заместитель начальника управления Министерства образования Новосибирской области Светлана Малина, другие эксперты.

В частности, Алексей Клюев предположил, что нужен новый дизайн и новая мотивация развития высшей школы России. Он отметил, что модель НИУ не имеет механизмов саморазвития, также «подвисла» модель опорных университетов, нет единой политики в части развития партнерства и центров компетенций, базовых кафедр и кампусов.

Большая часть докладчиков и экспертов согласились, что модель университета, как драйвера роста социально-экономического развития регионов, хотя и заявлена, но пока не получила признания и поддержки, как и создание интеллектуальных платформ, эндаументов, систем сотрудничества вузов и креативных кластеров. Поэтому система высшего образования остро нуждается в формировании новых подходов к подготовке кадров для вузовской науки и инноватики, развитии сегмента ДПО, иных значимых векторов, влияющих на цифровую трансформацию и развитие технологической самостоятельности страны.