О центре График семинаров Руководство Контакты Регистрация
Центр Управленческих Компетенций

Соответствие объемов подготовки педагогических кадров потребностям региональных систем образования – состояние и парадоксы

3 февраля 2023 г. Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Соответствие объемов подготовки педагогических кадров потребностям региональных систем образования – состояние и парадоксы».

В работе семинара приняли участие заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Антонов, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Олеся Лукашук, ректор МГПУ Игорь Реморенко и другие представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, структур РАН и РАО, организаций высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров общего и дополнительного образования. Также в работе семинара приняли участие руководители институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования, ведущие эксперты.

Доклад «Соответствие объемов подготовки педагогических кадров потребностям региональных систем образования – состояние и парадоксы»представил старший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Дальневосточного института управления РАНХиГС Татьяна Блинова. В докладе были показаны регионы, характеризующиеся дефицитностом и избыточностью подготовки будущих педагогических работников, обозначены причины, обусловливающие разбалансированность системы подготовки педагогических работников с потребностями региональных систем образования, а также предложены возможные пути решения данной проблемы.

На семинаре также был представлен доклад ведущего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Алексея Тищенко «Условия труда учителей и их профессиональные планы». Доклад посвящен вопросам привлечения учителей в школы, условиям их педагогической деятельности и причинам ухода из профессии. В доклад включены результаты социологических исследований, проведенных РАНХиГС.

В обсуждении докладов приняли участие заместитель директора по науке ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Елена Полушкина, проректор по научной работе и инновационной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена Светлана Писарева, директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко, директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова, профессор кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования НИТУ МИСиС Виктория Пугач, заместитель декана факультета международных экономических отношений Хабаровского государственного университета экономики и права Ирина Толмачева, доцент Института государственного администрирования Михаил Купцов, заместитель директора Курганского педагогического колледжа Галина Кузьменкина и другие эксперты.

Подводя итоги семинара, Татьяна Клячко заявила, что необходимо делать труд учителя более разнообразным. Также она отметила, что в большинстве регионов у выпускников школ нет большого выбора между вузами. Наталья Тарасова сказала, что за последние годы мы потеряли в системе педагогического образования договор о едином концепте всех программ образования, только в 2022 году была утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (от 24 июня № 1688-p), которая и должна стать основой для организации деятельности образовательных учреждений высшего и профессионального образования. Требует осмысления существовавшая традиционно сильная система методического и методологического обеспечения процесса педагогического образования, то время как   происходят существенные изменения   в системе общего образования (содержание, технологии, управление, инфраструктура); необходимо обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров. Также было отмечено, что система подготовки кадров в педагогических колледжах оказалась более устойчива в методическом плане, чем в педагогических вузах.